Несколько слов о конкурсах РИ В ролевом движении регулярно возникает идея провести конкурс игр. Но, зачастую, организаторы не понимают как можно и нужно проводить конкурсы и чего с их помощью можно добиться. Попробуем здесь разобраться в этом вопросе.
В идеале, конкурс – это полезный инструмент сравнительного анализа качества проведенных игр. Причем, инструмент не субъективный, а оторванный от личных взглядов и симпатий отдельного человека, сделанный группой людей, целевой аудиторией, на которую и направлены усилия мастеров. Но это – в идеале, что же происходит в реальности?
Самый простой и часто встречающийся конкурс – это берется лист бумаги, на нем выписываются название игр за какой-то период (обычно, за игровой сезон), и оббегаются знакомые с просьбой отметить лучший, или проставить баллы. К сожалению, валидность такого конкурса весьма невелика. Во-первых, просто невозможно собрать мнения всех игроков, которые играли в конкурсные игры. Наверняка в опросе окажется несколько игр с десятком-другим отзывов и несколько игр с одним - двумя отзывами. Естественно, что «топовые» игры наберут больший рейтинг. Можно считать средний балл каждой игры, но тогда возникает слишком большая погрешность голоса у «не топовых» игр. Данную ситуацию можно было бы исправить, создав специальную тестовую группу, которая играла бы во все заявленные игры и оценивала их, но это – явная и очевидная утопия. Во-вторых, очень часто при таких опросах участники оценивают не свои субъективные впечатления о прошедших играх, а личные симпатии к мастерам. И тогда конкурс из полезного инструмента анализа превращается в инструмент почесывания ЧСВ популярных в данной тусовке мастеров и, что гораздо хуже, инструмент обструкции непопулярных.
Посмотрим с другой стороны. Конкурс (лат. concursus) — соревнование, соискательство нескольких лиц с целью выделить наиболее выдающегося претендента на победу. Итак, конкурс – это соревнование. Но если мы легко можем определить критерии победы для спорта, с большим трудом и более субъективно – для разных видов искусства, то давайте подумаем о критериях оценки игр. Что такое игра? По сути – это интерактивный спектакль без сценария. То есть можно оценивать игру участников с разделением на адекватность миру и красота самой игры. Можно оценивать мастерскую работу по созданию мира. Можно оценивать умение мастера вести игру, его адекватность игровой атмосфере. В каждой из этих категорий легко вводятся десятки подкатегорий. Обычно, мастера, повзрослевшие для конкурсов первого типа, «умирают» над формализацией критериев победы и не устраивают конкурсы вообще.
Есть еще и третий, самый неудачный тип конкурса, не смотря на кажущуюся логичность и продуманность. Такие конкурсы устраивают люди, имеющие вес, значение и известность в ролевой субкультуре. Они объявляют себя «академией» или «жури фестиваля», берут несколько игр и оценивают их. Предполагается, что опыт и знания академиков позволит всесторонне оценивать игры без формализации критериев. Ловушка здесь в том, что любая группа, имеющая влияние в ролевой среде, неизбежно обрастает политическими и идеологическими противниками. Естественно, что в процесс выбора лучших будут вмешиваться субъективные отношения. В результате такие конкурсы неизбежно скатываются в почесывание ЧСВ данной конкретной группки.
Подведем итоги. В ролевой субкультуре еще не придумали разумного способа проведения конкурса. Все способы реализации, пока что, дают или бесполезные, или вредные результаты. Ни одного нормального конкурса на моей памяти не было. Может это и к лучшему?..